Что такое разум?

Что такое разум? Можно ли, к примеру, наблюдать сосуществование высокоразвитого разума с явной технической отсталостью?
Да, можно.

Есть археологические данные примерно за пятьдесят тысяч лет о племени бушменов, об их материальной культуре. Канадскому антропологу Р. Ли довелось около трёх лет про¬жить в Южной Африке бок о бок с бушменами. Казалось бы, какой может быть интеллект у племени, которое до сих пор пользуется луком и стрелами?

Так вот, Ли утверждает, что разум бушменов вполне сравним с нашим собственным разумом. Возможности их общения поразительны. Сидя ночью около костра, они ведут долгие беседы, рассказывают различные истории, насыщенные тонким юмором, намёками, сложными метафорами. Словом, всем тем, что мы привыкли связывать с литературой развитой технологической цивилизации.

Но парадокс состоит в том, что у бушменов практически отсутствует материальная культура. Арсенал её очень скуден и насчитывает менее ста наименований различных предметов. Более того, у них нет даже сельского хозяйства!

Тем не менее сейчас никто не возьмёт под сомнение наличие развитого интеллекта и у бушменов и у аборигенов Австралии. Значит, разум не так уж сильно связан с технологическим путём развития цивилизации.

Но всё-таки, что такое разум?

Около четырёх миллионов лет тому назад в Африке жили небольшие существа ростом около 150 сантиметров и весом от 30 до 40 килограммов. Мозг их был очень мал, такой же, как у современных крупных человекообразных обезьян (450 — 650 кубических сантиметров). Некоторые из этих существ, получивших название австралопитеков, умели делать орудия. По всей видимости, именно они дали начало роду Homo, из которого и возник современный разумный человек Homo sapiens.

Несколько обстоятельств способствовали превращению австралопитеков в Homo sapiens, и среди них мы должны выделить изготовление орудий труда, появление языка и возникновение нового типа коллективной охоты.

Многие учёные считают, что в науке есть две наиболее интригующие проблемы: эволюция генетического кода и возникновение языкового общения.

Возникновение солидарности и взаимной защиты у крупных приматов само по себе ещё не могло обеспечить появления речевых контактов. Проявление солидарности и коллективной охоты встречается и у хищников, например у волков. Коллективные действия присущи даже некоторым птицам.

Но первобытный человек был обязан развивать методы общения до гораздо более высокого уровня, чем прежде. Возникла необходимость распределения продуктов среди не охотящихся членов сообщества: женщин, детей и стариков. Именно этот принципиально новый тип коллективного распределения и даже учёта продуктов дал определённый стимул к развитию разума.

Бесспорно, что необходимость принимать коллективные решения обусловила появление зачатков языкового общения. Передача всё более усложняющейся информации, ведь ситуации, в которых оказывались приматы, были отнюдь не простыми, требовала нового типа контактов. Постепенно возник язык. Ли считает, что человеческий разум, по сути дела, синоним человеческого языка.

Затронутые вопросы представляют колоссальный интерес сами по себе, без всякой связи с проблемой внеземного разума. В силу необходимости приходится обсуждать их очень коротко и поверхностно. Но даже такой поверхностный обзор необходим и полезен.

Необходимо посмотреть, а нет ли других, не технологических возможностей развития цивилизации?

Всегда ли должно случиться так, что разумное существо обращает свой взгляд к звёздам и ищет своих братьев по разуму?
Наконец, не являемся ли мы редчайшим феноменом в нашей Вселенной?

Л. МУХИН ПЛАНЕТЫ И ЖИЗНЬ